Новости

16 июня 2008

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Сфера регулирования. Разница в подходах

Холмогоров Д.Г. 

Начальник правового управления 

ООО «Удмуртские коммунальные системы» 
 


  В последнее время возникают явные разногласия в толковании и применении норм права в области (энерго-) ресурсоснабжения. Поставщики и абоненты (потребители) не могут найти общий язык. Управляющие компании, ТСЖ необоснованно расширительно трактуют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Зачастую доходит до абсурда: юристы управляющей компании услуг берут текст Правил и полностью кладут в основу договора, направляемого в качестве оферты ресурсоснабжающей организации. Обоснование исполнителей коммунальных услуг – договор должен полностью соответствовать Правилам.

  Мое глубокое убеждение - договора ресурсоснабжения, заключаемые исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями могут и должны отличаться от норм Правил. 

  Непонимание неудивительно. Правоприменительная практика только складывается, неоднозначность толкования и применения норм права в вышеуказанной сфере вполне допустима. Надеюсь, статья будет интересна и полезна руководителям и юристам (энерго-) ресурсоснабжающих организаций, исполнителям и потребителям коммунальных ресурсов и услуг для более эффективной работы и единого понимания ситуации. 

 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам

 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам 23 мая 2006 года Правительство РФ постановлением № 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). В соответствии с пунктом 1 Правил, последние «регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности…» 

  Под исполнителями в Правилах понимаются – «юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иные организации, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы». Под потребителем понимается – «гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». 

  Таким образом, субъектный состав, регулируемый Правилами, четко очерчен – исполнители и потребители коммунальных услуг. Казалось бы, вся ясно. Однако некоторые исполнители коммунальных услуг считают, что пункт 8 Правил расширяет сферу регулирования.

  Пунктом 8 Правил предусмотрено: «Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации». Кроме того, пунктом 15 Правил предусмотрено, что "размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации». В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами." 

  Из вышеизложенного можно делаю вывод: в случае приобретения исполнителем коммунального ресурса у ресурсоснабжающей организации, такой ресурс приобретается по тарифам, установленным для населения, кроме того, условия договоров ресурсоснабжения не должны противоречить указанным Правилам. Пожалуй, это весь перечень случаев и оснований, при которых ресурсоснабжающие организации должны учитывать (считаться) с требованиями норм Правил. 

  Откуда же возникают доводы о необходимости полного соответствия отношений по ресурсоснабжению требованиям вышеуказанных Правил? 

Позиция Министерства регионального развития Российской Федерации

  Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил, дает Министерство регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегион РФ). Письмом от 13 февраля 2007 г. N 2479-РМ/07 "О применении пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам…» Минрегион РФ поясняет: «Требование пункта 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод)…» 

  Далее в письме государственный орган поясняет: «В настоящее время новая правоприменительная и судебная практика, связанных с применением Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, только складывается. На основании пункта 8 Правил исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных соответствующих Правилам условий договоров с ресурсоснабжающими организациями по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - в судебном порядке». 

  Таким образом, способ защиты прав и интересов исполнителя коммунальных услуг при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями определен: урегулирование возникших разногласий, а при отсутствии такого соглашения - в судебных органах. В развитие вышеуказанного письма и пункта 8 Правил 29 ноября 2007 г. опубликовано письмо Минрегиона РФ № 21492-СК/07 "О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями" в котором продолжается тема необходимости соответствия договоров ресурсоснабжения Правилам: «В соответствии с пунктом 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил…», далее приводится перечень пунктов Правил, которым не должны противоречить договора ресурсоснабжения». 

  Из вышеизложенного в письме, Минрегион РФ делает достаточно категоричный вывод: «Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством Российской Федерации. В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса условия публичного договора, не соответствующие обязательным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны. Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422, пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса и влечет последствия, предусмотренные статьями 166 - 168 и 180 Гражданского кодекса. Примером признания распространения Правил на отношения исполнителя и ресурсоснабжающей организации является содержащийся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 г. ответ на вопрос 28, в котором со ссылкой на Правила обосновано, что теплоснабжающая организация не имеет права приостановить или прекратить подачу тепловой энергии в многоквартирный дом, если созданное в нем товарищество или кооператив имеют задолженность перед теплоснабжающей организацией по оплате тепловой энергии». 

Как указывалось выше, Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности. Между тем, пункт 8 Правил предусматривает лишь необходимость отсутствия противоречий между заключаемым договором ресурсоснабжения и Правилами, а также иными нормативными правовыми актами РФ. 

В нарушение норм Правил, Минрегион РФ в указанных письмах делает вывод о распространении норм Правил на отношения исполнителя и ресурсоснабжающей организации, а также о необходимости соответствия договоров ресурсоснабжения Правилам. Таким образом, Минрегион РФ, по сути, предпринимает действия по регулированию деятельности ресурсоснабжающих организаций (отношений по энергоснабжению), не имея на то правовых оснований: в силу норм Положения о Министерстве регионального развития РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40, Минрегион РФ такими полномочиями не наделен.

Судебная практика

  Судебная практика Вышеуказанные выводы о сфере применения Правил (сфере регулирования) подтверждаются судебной практикой. Пример: Предприятие "Горэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к предприятию "Производственный жилищно-ремонтный трест" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2007 исковые требования предприятия "Горэнерго" удовлетворены частично. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 решение изменено в части преамбулы договора. Абзац 2 преамбулы договора от 01.09.2006 N 23 изложен в следующей редакции: "при исполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307…". В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие "Горэнерго" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Заявитель кассационной жалобы полагает, что предприятие "Производственный жилищно-ремонтный трест" по заключаемому сторонами договору не является потребителем коммунальных услуг, а предприятие "Горэнерго" не является исполнителем услуг для граждан, с которыми не состоит в договорных отношениях. По мнению кассатора, договор от 01.09.2006 N 23 не может содержать условие о регулировании отношений его сторон нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф09-222/08-С5 определено: «В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов; пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; пользования общим имуществом собственников помещений; отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; учета жилищного фонда; содержания и ремонта жилых помещений; переустройства и перепланировки жилых помещений; управления многоквартирными домами; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения, участниками которых стороны договора от 01.09.2006 N 23 не являются. Поэтому возложение на предприятие "Горэнерго" и предприятие "Производственный жилищно-ремонтный трест" обязанности при исполнении договора руководствоваться упомянутыми нормативными актами не основано на действующем законодательстве. Кроме того, потребителем применительно к указанным Правилам является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. По смыслу приведенных норм Правила предоставления коммунальных услуг гражданам подлежат применению к договору о предоставлении соответствующих услуг, одной из сторон которого является гражданин-потребитель. Поскольку абонентом по договору от 01.09.2006 N 23 является организация - предприятие "Производственный жилищно-ремонтный трест", вывод суда первой инстанции о том, что нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам к отношениям сторон договора применяться не могут, является правильным. Факт заключения договора в интересах жителей многоквартирных домов (граждан) не имеет правового значения и не влечет распространение на отношения сторон по договору Жилищного кодекса Российской Федерации и вышеназванных Правил». 

Стоит отметить, что в данном случае, права потребителя и исполнителя коммунальных услуг никоим образом не умаляются. На основании того же пункта 8 Правил исполнитель вправе требовать установления соответствующих Правилам паритетных условий договоров ресурсоснабжения по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - в судебном порядке (Письмо Министерства регионального развития РФ от 13 февраля 2007 г. N 2479-РМ/07). Сроки, порядок заключения договора и урегулирования возникших разногласий определены в Гражданском кодексе РФ. 

Между тем, на сегодняшний день складывается ситуация, когда исполнители коммунальных услуг не обременяют себя анализом условий договоров ресурсоснабжения, обоснованием и доказыванием своей позиции. Достаточно обратиться в контролирующие органы, в частности антимонопольную службу, прокуратуру и последние привлекут к ответственности энерго (ресурсо-) снабжающую организацию, например, за злоупотребление доминирующим положением. В то же время, исполнитель коммунальных услуг не воспользовался своим правом потребовать урегулирования возникших разногласий с энергоснабжающей организацией определенным гражданско-правовым способом. 

Соответствовать или не противоречить? 

  Следует обратить внимание на формулировку, содержащуюся в пункте 8 Правил предоставления коммунальных услуг «Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов…не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации». Под противоречием понимается положение, при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не совместимое с ним. Противоположность интересов. Противоречие – это два высказывания, из которых одно являет¬ся отрицанием другого. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом это же самое отрицается, причем утверждение и отрицание касаются одного и того же объекта, взятого в одно и то же время и рассматриваемого в одном и том же отношении. Под соответствием, в свою очередь, понимается соотношение между чем-нибудь, выражающее согласованность, равенство в каком-нибудь отношении. Соответственный: Соответствующим образом, так, как требуется. Заключающий в себе соответствие чему-нибудь. Таким образом, «противоречить» и «соответствовать» – разные понятия. Одно не означает другое. И подменять одно понятие другим необоснованно. Тот факт, что в соответствии с п.8 условия заключаемых с ресурсоснабжающими организациями договоров не должны противоречить Правилам, вовсе не означает необходимости полного соответствия (согласованности) заключаемых договоров ресурсоснабжения нормам Правил. 

Вывод  

  Таким образом, условия договоров ресурсоснабжения могут и должны быть иными, чем нормы Правил, так как регулируют иные правоотношения: Отношения по энергоснабжению. Договора ресурсоснабжения не должны соответствовать нормам Правил, но важно, чтобы между условиями договора и Правилами отсутствовали противоречия. Считаю, чтобы между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг в дальнейшем не возникало недопонимания необходима совместная работа обеих сторон, по сравнительному анализу условий договора ресурсоснабжения и аналогичных положений Правил. 

Комментарий Правового Управления ООО «Удмуртские коммунальные системы»

к постановлению семнадцатого арбитражного апелляционного суда 

№ 17АП-1770/2008-ГК от 04 апреля 2008г. 

по иску ООО «УКС» к ООО «Ареола», 

3-е лицо МУ «ГЖУ – Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» 

о взыскании задолженности по договору 

и процентов за пользование чужими денежными средствами

Согласно постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 апреля 2008г. утверждено мировое соглашение между ООО «УКС» и ООО «Ареола» на сумму 16 092 884,35 руб. о взыскании фактической задолженности за тепловую энергию по договору теплоснабжения за 2007г.

Расчет задолженности ООО «Ареола» за потребленную тепловую энергию произведен ООО «УКС» расчетным методом, в соответствии с «Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» № МДС 41-4.200, утвержденной приказом Госстроя РФ от 6 мая 2000 г. N 105. Кратко о сути этой методики: количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленных абонентом, определяется расчетным методом. 

А именно: Из тепловой энергии, отпущенной источниками теплоснабжения в тепловую сеть за расчетный период вычитаются:
♦ потери тепловой энергии трубопроводами тепловой сети теплоснабжающей организации, связанные со всеми видами утечки и слива теплоносителя, а также тепловые потери трубопроводами тепловой сети теплоснабжающей организации через тепловую изоляцию; 
 
♦ суммарное количество тепловой энергии, потребленной абонентами, теплопотребление которых определено приборным и приборно-расчетным методами учета; 
 
♦ все виды тепловых потерь на участках тепловой сети, находящихся на балансе этих абонентов, за расчетный период. 

Эта разность распределяется между потребителями, не имеющими приборов учета, пропорционально их договорным расчетным тепловым нагрузкам.

Ранее были приняты аналогичные судебные акты в отношении ООО «Ареола» с применением вышеуказанной Методики расчетов:
Решение Арбитражного суда УР от 06.06.2007г. №А71-1397/07-Г14; 
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2007г. №17АП-5220/2007-ГК; 
Постановление ФАС Уральского округа от 12 ноября 2007г. №Ф09-9194/07-С5. 
 
Таким образом, в очередной раз, органы судебной власти Российской Федерации подтверждают правомерность применения указанной Методики расчетов, утвержденной приказом Госстроя РФ от 6 мая 2000 г. N 105 (балансовый метод) в отношениях между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг.
 
Начальник Правового Управления Д.Г.Холмогоров

Текст постановления

16 июня 2008 г.

Возврат к списку