Новости

8 апреля 2009

Чувство долга

У руководства управляющих компаний появилось понимание ситуации с задолженностью за тепловую энергию.

Отопительный сезон в Удмуртии финиширует в апреле. К началу самого капельного месяца в году суммарный долг потребителей Ижевска и Сарапула перед поставщиками тепловой энергии превысил 1 миллиард рублей. Не смотря на то, что ООО «Удмуртские коммунальные системы» (компания входит в энергетический холдинг ЗАО «КЭС») надежно и без ограничений в течение всего отопительного сезона подавали тепло и горячую воду в дома ижевчан и жителей города на Каме. Чего это стоило компании и о том как будет развиваться ситуация с дебиторской задолженностью в беседе с нашим обозревателем прогнозируют директор финансово-экономического департамента ООО «Удмуртские коммунальные системы» Вадим Стамлер и директор департамента по сбытовой деятельности ООО «Удмуртские коммунальные системы» Александр Андрианов. 

Сумма общего долга потребителей за тепловую энергию, казалось, не оставляет даже тени шанса на позитивный прогноз менеджеров ООО «Удмуртские коммунальные системы». Однако оба наших эксперта, наоборот, рисуя актуальную ситуацию с «дебиторкой» в цифрах и фактах, довольно оптимистично расценивают тенденции. Прежде всего, сдержанный оптимизм связан с тем, что в марте стала выправляться ситуация с расчетами бюджетных организаций. Во вторую очередь, аналитики «Удмуртских коммунальных систем» делают комплимент в адрес ТСЖ, и, наконец, отмечают перемены в сознании руководителей большинства управляющих компаний, чьи долги перед поставщиками тепла составили основную часть миллиардного долга (точная суммарная цифра на конец марта 2008 года - 1 млрд. 170 млн. руб.). 

- По большинству управляющих компаний (УК) появилось понимание ситуации. Должники начинают понимать, что тепло – это тот же товар и если ты не заплатил, значит, украл его, - на образном и точном примере поясняет Вадим Стамлер. - Мы связываем это с тем, что руководство УК постепенно осваивается на рынке ЖКХ, повышается уровень образованности управленцев и начинается движение в сторону профессионального отношения к работе. В переговорах с представителями этих компаний отпал самый больной вопрос, который раньше являлся главным камнем преткновения: «Почему энергетики предъявляют нам такие суммы?» 

Между тем, родившееся «чувство долга», не в последнюю очередь было инициировано мудрой позицией менеджеров «Удмуртских коммунальных систем», настроенных на ведение конструктивного диалога с должниками. В частности, в январе-марте «Удмуртские коммунальные системы» подписали мировые соглашения с пятью крупнейшими управляющими компаниями Ижевска о поэтапном погашении задолженности за потребленные энергоресурсы. 

- Менеджеров этих УК я бы назвал профессионалами высокой пробы, - Вадим Стамлер делает комплимент абонентам. – Теперь мы не спорим, расплескивая эмоции, а в сущности обмениваемся опытом и ведем техническую дискуссию. Здесь я бы особо отметил позитивный настрой руководства УК «Ижкамсервис», с которым мы ведем эффективную работу. Хотел бы также выделить еще и ТСЖ «Кедр». Товарищество не большое, но в нем трудится высококвалифицированный персонал. 

Хотя, есть в практике контактов менеджеров ООО «Удмуртские коммунальные системы» и УК негативные «образцы» проявления непонимания, если не сказать саботирования своей задолженности. 

- Не было ничего, - упрямо отрицают факт отпуска тепла некоторые горе-начальники, которые все риски, связанные с горой неплатежей перекладывают на плечи горожан. Цели этих «саботажников» отнюдь не благие – урвал деньги с населения и сбежал в неизвестном направлении. И если такая управляющая компания вдруг обанкротится, то все тяжкое долговое бремя придется нести нам с вами. 

Поэтому дирекция ООО «Удмуртские коммунальные системы» настоятельно рекомендует жителям проявлять активность и контролировать деятельность управляющих компаний, которым они доверили заниматься управлением и содержанием своих домов. 
О первых симптомах «нездоровья» управляющих компаний рассказывает Александр Андрианов. 

- Примерно полгода такие компании нарочито накапливают задолженность, а затем провоцируют процедуру перерегистрации компании в желании сменить правовой статус. Здесь-то жители и должны проявить бдительность и чутко отреагировать на эти действия, потребовав скрупулезный отчет. А вот пассивность и равнодушие населения могут иметь драматические последствия. 

- Будет неплохо, если к контролю над деятельностью нерадивых управленцев в жилищно-коммунальном хозяйстве города энергичнее подключаться и органы местного самоуправления, - добавляет Вадим Стамлер. 

- Через уполномоченного по дому жильцы могут вести контроль и за финансовой дисциплиной управляющих компаний, - вновь включается в разговор Александр Андрианов и на ярких и понятных «военных» примерах призывает горожан выглянуть из своего окопа и осмотреться по сторонам. – Вся проблема в том, что очень часто жильцы «ставят на вооружение» психологию того пехотинца: «Красят стены в моем подъезде - хорошо, кроют кровлю – отлично. Я плачу деньги «за квартиру», а они делают свою работу». Но это мысли на уровне своего «окопа» - мой благоустроен и шут со всем остальным. Это глубоко ошибочное мнение. Любые работы, которые выполняются управляющими компаниями на домах – это знак того, что деньги тратятся. Правда, свои вопросы жильцам необходимо адресовать УК в другой плоскости: «На какие деньги вы производите эти работы? Не те ли это денежные средства, которые должны быть направлены на оплату теплоснабжения?» Нужно твердо запомнить, что 60 процентов в оплате населением жилищно-коммунальных услуг приходится на долю отопления. Поэтому «тревожным маячком» для жителей должно быть любое масштабное действие управляющих компаний на жилом фонде. Поймите правильно и простите за невольный каламбур - сегодня наши управляющие компании не способны проводить ремонтные кампании за деньги, предназначенные для ремонта. Однозначно не способны. Во-первых, этих денег мало, а во-вторых, они их еще не накопили. Единственной реальной возможностью капитально отремонтировать дом остается присоединение к федеральной программе по капитальному ремонту. А остальные «капремонты» - это пыль в глаза и косметическое замазывание реалий. 

Александр Королёв

08 апреля 2009 г.


Возврат к списку