Новости

25 декабря 2008

М.Ю. Слободин: «Энергоэффективность - залог успешного развития»

«Итоги первого этапа реформы энергетической отрасли» 

  В 2008 году с ликвидацией РАО «ЕЭС России» завершился первый этап реформы российской электроэнергетики. Именно первый этап, поскольку остается еще достаточно нерешенных вопросов, чтобы с уверенностью подводить ее окончательные итоги. Дальнейший ход реформирования зависит от всех участников отрасли: производителей, потребителей, и, конечно же, от государства. И, тем не менее, вопреки звучавшей в последнее время критике, считаю, что первые результаты реформы электроэнергетики являются позитивными. Развитию отрасли придан мощный импульс, сформирован благоприятный инвестиционный климат, создан конкурентный рынок электроэнергии. 
  Появились стартовые средства для модернизации в объеме около 1 трлн. рублей, которые обеспечивают часть финансирования инвестиционных программ. Без этого сейчас не было бы ни речи о крупных планах по строительству новой тепловой генерации, ни механизмов для их финансирования, а значительная нагрузка по обновлению мощностей, которая настоятельно необходима, легла бы на плечи государства. С этой точки зрения и время для проведения реформы было выбрано очень удачно. 
  Реформа также позволила сделать фундаментальный шаг – создать рынок электроэнергии, где цена формируется на основе баланса спроса и предложения, адекватно отражает затраты на топливо и другие переменные издержки на производство каждого кВт/ч электроэнергии, климатические, системные факторы. Уже сегодня можно говорить, что рынок работает. Зависимость цены от спроса прослеживается на конкретном примере: осенью текущего года сокращение потребления немедленно привело к тому, что цены на электроэнергию упали ниже прошлогоднего уровня. По сравнению же с пиковым июлем падение цены достигло почти 50%. Это тем показательнее, что сейчас объемы электроэнергии, торгуемые по свободной цене в два раза больше, чем год назад. 
  Однако в нынешних условиях, основное значение конкурентного рынка состоит в том, что он создал системную мотивацию для повышения эффективности энергетических компаний. Ранее, в условиях одного лишь тарифообразования «затраты плюс», никакого стимула для снижения издержек просто не было. 

  «КЭС-Холдинг сегодня и завтра» 

  КЭС-Холдинг единственная частная российская компания, для которой электроэнергетика и теплоснабжение являются профильным бизнесом. КЭС сейчас - это один из крупнейших операционных холдингов в России, который работает в 16 регионах, где обслуживает более 10 млн. физических лиц и порядка 60 тыс. предприятий. 
  С самого начала, когда обсуждалась идея его создания, мы строили стратегию, исходя из нескольких базовых принципов. Наш первый принцип - это профильное, профессиональное и сфокусированное участие в электроэнергетике и производстве тепла. Второй - вертикальная интеграция, то есть присутствие во всех элементах цепочки от производства товара до его продажи конечному потребителю. Третий - четкая географическая концентрация в двух стратегических для компании территориях – на Урале и в Поволжье – и режим тесного сотрудничества с регионами, где мы работаем. Эти принципы были четко зафиксированы при создании компании, и мы их последовательно реализуем в течение шести лет. 
  На основе изучения мирового опыта в электроэнергетике наши специалисты пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе вертикальная интеграция является лучшим вариантом бизнес-модели. Она позволяет максимально использовать синергетический эффект. Мы строим современную энергетическую компанию, которая совмещает как производство тепловой и электрической энергии, так и продажу тепла, электричества и газа розничным потребителям. Европейский опыт подтверждает, что именно такая модель в стратегической перспективе демонстрирует устойчивость, стабильность и рост при любых кризисных явлениях. Это объясняется тем, что розничный сегмент и генерация находятся в противофазе с точки зрения формирования прибыли компании. Когда растет цена на производство энергии – розница демонстрирует медленные темпы роста и наоборот. При этом наша задача построить такую систему предоставления энергии, которая позволит наиболее эффективно и оптимально образом использовать ресурсы для обеспечения всех необходимых потребностей клиента. 
  Кроме того, холдинг осознанно инвестировал средства именно в территориальные генерирующие компании, в которые входят ТЭЦ, производящие два вида энергии. Во-первых, это позволяет повысить энергетическую эффективность компании. Во-вторых, возможность работать одновременно на двух рынках делает компанию менее чувствительной к изменениям регулирующей политики.
  Принимая решение об инвестировании в отрасль высокого социального значения, которая достаточно жестко регулируется государством, мы понимали, что успешное развитие возможно только через повышение эффективности производства энергии, снижение потерь и издержек. Это является неотъемлемой частью нашей стратегии и отвечает принципам, которые Правительство заложило в концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. 

«Кризис - стимул для повышения эффективности бизнеса» 

  В настоящее время мировая экономика переживает кризис. Он отразился и на электроэнергетике – параллельно со спадом производства снижается электропотребление промышленных предприятий. Только в конце ноября спад потребления в европейской части России достиг почти 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 
  И все же новая экономическая ситуация, помимо всех ее негативных проявлений, оказывает серьезное стимулирующее влияние на отрасль. С одной стороны, формируются условия для интенсификации энергосбережения у потребителей, а с другой в генерирующих компаниях появилась острая необходимость сокращать издержки.
  Дело в том, что кризис заставляет провести многие преобразования быстрее, так как потребность в них сейчас стоит гораздо более жестко. Оптимизация производства, повышение производительности труда, устранение непроизводительных расходов будут являться чрезвычайно важными и актуальными в течение ближайшего горизонта времени. То есть, то, что генерирующие компании планировали сделать за три года, придется сделать за год. 
  Оптимизация касается не только генерации. В последние годы, в связи с ростом доходов многие финансово-промышленные компании пытались заниматься практически всеми видами бизнеса. Некоторые промышленные предприятия начали думать о строительстве замещающих объектов электроэнергетики и теплоснабжения, и сейчас, когда сокращается основное производство такие затраты становятся обременительной нагрузкой. Кризис расставил все по своим местам, подчеркнув, что каждый должен профессионально и ответственно заниматься своим делом. В перспективе это дает существенно больший эффект и хеджирует риски. 
  Самые серьезные возможности, безусловно, связаны с сотрудничеством энергетической компании и потребителей, которое позволяет максимально учитывать интересы обеих сторон. Очевидно, что развитие на основании дешевых энергетических ресурсов является тупиковым путем, поэтому, сегодня главная задача в партнерстве разрабатывать проекты взаимной оптимизации, когда повышается эффективность, как производства, так и потребления. Особенно это касается тепловой энергии. Общий объем потерь в отечественном теплоснабжении может быть снижен на 75%, и только эта мера даст сокращение расходов топлива на 20-25%. В отношении электрической энергии снижение доходов со стороны наших потребителей серьезным образом заставляет их задумываться об энергосбережении и соответствующей модернизации оборудования. 
  В мировой экономике немало примеров, когда кризисные явления приводили к существенному повышению эффективности. Так, энергоемкость сталелитейной промышленности США плавно снижалась до середины 70-х годов прошлого века. Но резкий рывок в энергосбережении произошел в конце 70-х – начале 80-х на волне экономического кризиса и резкого роста цен на энергоресурсы. Тенденция продолжилась: с 1990 по 2006 год энергоемкость металлургии США снизилась на рекордные 29 процентов. Параллельно сократился и объем вредных выбросов в окружающую среду. 
  Производители электроэнергии и тепла в России крайне заинтересованы в том, чтобы их клиент развивался, был надежным, платежеспособным, энергоэффективным. Мы находимся с потребителем в одной лодке и ориентированы на взаимную поддержку. Со своей стороны мы готовы реализовывать совместные проекты, проводить обучение, семинары, обмениваться новыми технологиями. Это тем более необходимо делать сейчас, чтобы использовать опыт для последующего развития. 

«Кампания энергетического сотрудничества» 

  Чрезвычайно важно сформировать класс эффективных потребителей энергии не только в промышленности, но и среди населения. Многие сразу же спросят, а зачем вам клиент, который потребляет меньше электроэнергии и тепла, ведь из-за этого теряется доход? Отвечаю: мы готовы пойти на снижение прибыли сегодня ради того, чтобы к 2011 году, когда рынок электроэнергии станет полностью либерализованным, наш потребитель был крепким и платежеспособным. Сейчас страна вкладывает огромные деньги в строительство новых энергетических мощностей, но при этом значительных результатов можно добиваться гораздо меньшими средствами. Например, сегодня насчитывается около 600 доступных способов сбережения электроэнергии населением от экономичных ламп до своевременной теплоизоляции квартир и более 20 тыс. вариантов реализации этих способов. 
  Безусловно, в деле повышения энергоэффективности очень многое зависит от политики федеральной и региональной власти. Их поддержка особенно важна на первом этапе, когда культура энергосбережения только формируется и еще не стала повседневной практикой. 
  Принципиальное значение имеют адекватная система регулирования деятельности энергокомпаний и меры экономического стимулирования потребителей тепла и электроэнергии. Серьезные шаги в этой области уже предпринимаются. В частности, дорабатывается закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, который даст серьезный стимул промышленности и энергетике страны. 
  Эффективность и энергосбережение, как со стороны генерирующих компаний, так и со стороны их клиентов позволят сэкономить средства потребителей, создать существенный запас прочности для энергосистемы и дополнительный резерв для развития экономики. Уверен, что, если мы в сжатые сроки разработаем и реализуем «кампанию энергетического сотрудничества» по повышению эффективности производства и потребления электроэнергии, то в выигрыше останутся все - и потребители, и генераторы, и страна в целом! 

25 декабря 2008 г.


Возврат к списку