Новости

2 июля 2009

Горячая вода и отопление - хозяйский подход

За все, что происходит в домах, отвечают собственники. 

Почему вода из горячего крана совсем негорячая или бежит тонкой струйкой, почему зимой в одной квартире тропики, а в другой – ледниковый период? Вопрос предоставления качества коммунальных услуг – в сфере ЖКХ по прежнему остается одним из острейших. Однако стоит ли сразу винить ресурсоснабжающие и управляющие компании? Нет. Зачастую тому, что горячая вода в кранах вдруг похолодела, способствуют собственники. Правильнее сказать инертность, безразличие многих жильцов. 

Рассмотрим простой пример: Вы живете в обычной пятиэтажке, особых проблем не было – горячая вода радовала своей температурой, приборы отопления согревали в холода. Но вдруг – из «красного» крана потекла вовсе не горячая, а скорее теплая вода. Причин быть может много, одна из них - реально проживающих в вашем доме стало намного больше официально зарегистрированных (пусть даже процентов на 5). Эти 5 процентов так же пользуются горячей водой, правда, нелегально. И получается, что незарегистрированные жильцы моют посуду, стираются, принимают ванны, поливают цветы и т.д. за счет соседей, оплачивающих ресурс и за себя и за них. За ВАШ СЧЕТ, причем ВЫ от этого и СТРАДАЕТЕ.! 

- Дело в том, что производительность оборудования, которое стоит на ЦТП и участвует в подготовке горячей воды, - рассказывает Директор Департамента по сбытовой деятельности Александр Андрианов, - рассчитано на определенную нагрузку. А нагрузка рассчитывается исходя из проектной плотности проживания. Если в доме живет меньше, чем зарегистрировано, на качестве теплоносителя это практически не сказывается. Если же, наоборот, больше, то возникает проблема с температурой поставляемой горячей воды. Производительность оборудования не позволяет подготавливать ресурс нужного качества в плане температуры, так как водоразбор идет быстрее, чем запланировано, снижается качество, снижается температура, люди вынуждены использовать меньше холодную и больше горячую воду, что в свою очередь еще больше усугубляет проблему. Чем больше объем «несанкционированного» водоразбора, тем ниже у нас качество подготовки ресурса. Вывод такой – мы при подготовке горячей воды должны знать максимально точно количество жителей, пользующихся услугой. 

Особенно заметно влияние «несанкционированного» пользования проявляется в часы максимального водоразбора: с 7.00 до 9.00 утра, с 12.00 до 14.00 днем и с 18.00 до 21.00 вечера, в это время нагрузка на оборудование достигает своего пика. 

Что делать в этом случае собственнику? Есть несколько вариантов. Необходимо навести порядок в регистрации всех жильцов дома. То есть элементарно повысить дисциплину, чтобы жители сообщали о количестве фактически проживающих, о квартирах сданных в наем, о квартирах, используемых не по назначению – случается, что квартиры превращают в производственные помещения. Заниматься этим должны сами собственники через старшего по дому, если они хотят получать ресурс надлежащего качества. Однако по своему усмотрению жильцы могут поручить задание и своей Управляющей компании или ТСЖ. 
Насколько часто нужно проводить такую поквартирную ревизию? Достаточно один-два раза в год. Алгоритм действий таков: в ресурсоснабжающую организацию, в данном случае, это компания «Удмуртские коммунальные системы» собственники подают справку, в которой обозначается, что за указанный период в данном доме проживало такое-то количество жителей. Форму проживания указывать необязательно, главное относительная точность в количестве. После получения такой справки ресурсоснабжающая организация пересматривает нагрузку, присоединенную к ЦТП и если она превышает возможности оборудования, то производит модернизацию теплового пункта. 

Еще один вариант. Идеальный. Установить на вводе в дом прибор учета. В этом случае данные о количестве жителей предоставлять не нужно. Показаний прибора хватит, чтобы оперативно реагировать на изменение нагрузки. В этом случае снимается еще одна проблема – оплаты. Жители оплачивают фактически потребленный ресурс, а это зачастую приводит к значительной экономии. 
- В декабре 2008 года мы установили счетчики на доме 70 по улице Клубной, - делится опытом инженер ООО УК «Ижтехсервис» Владимир Кожевников, - и сразу же почувствовали разницу. Допустим, до установки узла учета нам предъявляли в августе - 909 кубов, в октябре – 711 кубов, в ноябре 1134 куба, а по показаниям счетчиков получилось в феврале – 1124 куба, в марте – 1031 кубов, в апреле – 1193 куба. В среднем получается на 20 % больше. Мы полагаем, что одной из причин появления такой разницы как раз и является несоответствие реально проживающих жильцов к официально зарегистрированным. 
Без приборов учета расчетные методы, которые у некоторых потребителей вызывают вопросы и недовольство. 

Усугубляет ситуацию то обстоятельство, что в городе Ижевске до сих пор не утвержден норматив потребления коммунальных услуг. Управляющие компании и ТСЖ начисляют платежи ориентируясь на Постановление Администрации г.Ижевска от 25 апреля 2002 года № 184 «Нормативы потребления в г. Ижевске». Между тем в этом документе под нормативом подразумевается некая величина, которую предлагается использовать при начислении оплаты в целях предоставления гражданам мер социальной поддержки при отсутствии приборов учета, то есть для расчета льгот и субсидий. Во всех остальных случаях величину норматива предлагается установить, основываясь на Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». В этом документе изложена обязательная последовательность действий, которые приводят к установлению нормативов потребления по конкретным сериям домов, отличающимися по степени благоустройства, климатическим условиям конструктивным и технологическим параметрам, то есть более глубокая детализация. Введение этого постановления в силу – забота городских администраций. В Ижевске пока этого не произошло, хотя компания «Удмуртские коммунальные системы» неоднократно выходила с такой инициативой. 

- Согласно этому постановлению берутся дома, их конструктивные особенности, способы подключения, способы потребления, заселенность, - поясняет Александр Андрианов, - есть ряд критериев, по которым выводится норматив потребления и степень детализации по видам и типам домов, это уже зависит от инициативы администрации, можно установить 3, 4 или 5 критериев. Однозначно, что все дома должны быть разделены на 5-этажные и 9-этажные, по годам постройки - 60-е, 70-е и так далее. Чем выше степень детализации жилого фонда, тем выше степень точности установленного норматива. Это в первую очередь касается отопления. Сейчас многие Управляющие компании и ТСЖ берут за точку отсчета норматив 0,25 Гкал на кв.метр, прописанный «Нормативах потребления в г.Ижевске» однако для большинства новостроек эта величина намного меньше, есть дома где за норматив можно взять величину 0, 15 Гкал на кв.метр. 

Норматив поможет Управляющим компаниям и ТСЖ сориентироваться в сумме начислений за коммунальные услуги внутри года, а потом в конце года сделать перерасчет уже исходя из фактически потребленного ресурса, что приведет либо к доначислению, либо к уменьшению оплаты. 

Что еще собственник может сделать, чтобы нагретый на ЦТП ресурс не потерял свою температуру внутри дома? Во-первых, провести ревизию общедомового теплоснабжающего оборудования, отрегулировать всю систему, прочистить радиаторы (зачастую из нескольких секций полноценно функционирует только одна), заменить металлические трубы на пластиковые. Причем все эти работы собственник может потребовать со своей Управляющей компании или ТСЖ, так как он оплачивает их в строке «содержание дома». 

Если все эти мероприятия будут проведены в полном объеме и в необходимые сроки, то это приведет не только к повышению качества ресурса (горячей воды и отопления), но и к значительной его экономии. 
Самое главное сегодня поменять мышление и перестать считать, что мне как собственнику кто-то что-то должен! Реалии таковы - собственник несет полную ответственность за все, что происходит в доме и за то, сколько он платит. 

02 июля 2009 г.


Возврат к списку